Алтайская прокуратура и предприниматели

Всегда ли "государево око" стоит на стороне закона?

Еще с петровских времен за органами прокуратуру закрепилось название «Ока государева». То есть ведомства, стоящего на защите законов страны и прав всех ее граждан. В том числе и представителей предпринимательской среды, которые на словах именуются «главным двигателем отечественной экономики», «цветом, надеждой и опорой нации». А в жизни – являющихся едва ли не самой незащищенной и уязвимой категорией граждан.

Как в этом плане обстоят дела в регионе – об этом обозреватели сайта «Приоритет22»беседуют с заместителем прокурора Алтайского края по соблюдения федерального законодательства старшим советником юстиции Александром Фоминым.

- Насколько сегодня прокуратура Алтайского края и ее территориальные подразделения является структурой, открытой для предпринимателей региона?

 - При прокуратуре края с 2005 года организован и действует Общественный Совет по защите малого и среднего бизнеса, в состав которого входят представители бизнес — сообществ края, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в крае, представители органов исполнительной власти края, реализующие полномочия в сфере предпринимательства. Сейчас в рамках работы Совета проводится масштабное анонимное анкетирование предпринимателей, целью которого является определение сфер правоотношений, в которых наиболее часто нарушаются права предпринимателей. Полученные по результатам анкетирования сведения позволят органам прокуратуры наиболее эффективно определять направления деятельности по защите прав хозяйствующих субъектов. Также сотрудники прокуратуры  участвуют в работе межведомственной комиссии Администрации края по устранению административных барьеров в развитии предпринимательства, Экспертно-консультативного совета при Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Алтайском крае, различных мероприятиях, организуемых общественными объединениями предпринимателей.

- Часто ли прокурорам приходится в судах защищать интересы алтайских предпринимателей?

- В силу законодательных ограничений непосредственно в защиту интересов предпринимателей прокурор в суд обратиться не может. Вместе с тем, опосредованно такая защита осуществляется при оспаривании прокурором в судах незаконных нормативных правовых актов органов власти края и местного самоуправления, ограничивающих прав предпринимателей, а также действий либо бездействия организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства. К примеру, только через судебное понуждение из практики краевых организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, были исключены факты многократной выдачи займов за счет бюджетных средств одним и тем же хозяйствующим субъектам до истечения срока действия предыдущих договоров, являющихся аналогичным видом государственной финансовой поддержки. Еще одним примером является работа органов прокуратуры по защите прав сельхозтоваропроизводителей, необоснованно ограниченных органами местного самоуправления при заключении договоров аренды земельных участков обязанностью получения согласия муниципалитета при передаче земельных участков в субаренду, в то время как закон предусматривает  лишь его уведомление об этом. В прошлом году по результатам рассмотрения судами таких заявлений прокуроров из 151 договора исключены ограничивающие права хозяйствующих субъектов условия. При осуществлении надзора за исполнением законов о защите конкуренции органами прокуратуры выявлялись факты заключения муниципалитетами контрактов на бесконкурсной основе, ограничивающие права неопределенного круга хозяйствующих субъектов на участие в размещении заказов для государственных и муниципальных нужд. Так, прокуратурой края оспорены договоры на осуществление пассажирских перевозок, заключенных администрациями 3 сельсоветов Родинского района с автоперевозчиками в отсутствие конкурса. По решению суда необходимые конкурсы проведены, что дало возможность всем предпринимателям, желающим осуществлять перевозки в этом районе, путем участия в конкурсе доказать эффективность своей деятельности и, соответственно, получить необходимый заказ.

- Александр Николаевич, в частных беседах с представителями бизнес — сообщества порой приходилось слышать мнение о том, что Алтайский край до сих пор, к сожалению, продолжает оставаться регионом не совсем благоприятным для ведения предпринимательской деятельности. Причина – частые и порой необоснованные проверки со стороны различных фискальных структур, которые не только дестабилизируют,  но и фактически парализуют деятельность предприятий. Причем, эти рейды, в нарушение федерального законодательства, могут проводиться по надуманным предлогам. Насколько эта точка зрения соответствует действительности и если такие случаи становятся известными, то какова реакция на них со стороны прокуратуры?

- Проблема излишнего давления контрольно-надзорных органов на хозяйствующих субъектов обсуждается и решается на государственном уровне. Алтайский край не является исключением. Тенденцией последних лет является увеличение количества внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Если по итогам 2012 года органами контроля всех уровней на территории края было проведено чуть более 18, 5 тыс. проверок, то по итогам прошедшего года – уже около 21 тыс. Органами прокуратуры края ежегодно выявляются факты нарушения контрольными стуктурами всех уровней требований законодательства, регулирующего порядок организации мероприятий по контролю. Здесь и проведение проверок в отсутствие предусмотренных законом оснований, без издания приказов об их организации, с нарушением требований к оформлению результатов проверок, взимание платы за проведение мероприятий по контролю. Помимо внесения руководителям органов контроля представлений об устранении нарушений, по результатам рассмотрения которых виновные должностные лица привлекаются к дисциплинарной ответственности, нерадивые контролеры несут и административную ответственность.  В прошедшем году по инициативе прокуратуры края к административной ответственности по ст. 19.6.1 КоАП РФ за проведение в отношении юридического лица проверки без издания приказа привлечен инспектор по труду, за необоснованную проверку и невручение акта по результатам проверки – 2 должностных лица органа регионального государственного жилищного надзора. Дважды уже в текущем году за необоснованные проверки предпринимателей к административной ответственности привлечен начальник одного из отделов Управления Роспотребнадзора по краю.  Административная практика реализована и в отношении муниципальных контролеров. По инициативе прокурора одного из районов края к административной ответственности привлечен инспектор муниципального земельного контроля за осуществление проверки крестьянского хозяйства, не включенной в сводный план проведения проверок на 2014 год. Ведется постоянная работа по пресечению незаконных проверок, проводимых органами внутренних дел, в том числе путем подмены полномочий органов контроля, фальсификации обращений граждан, а также применения мер административного понуждения по анонимным сообщениям. Достаточно эффективным барьером для необоснованных проверок контрольных органов является Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», которым органы прокуратуры наделены полномочиями по согласованию контрольно-надзорным органам внеплановых выездных проверок хозяйствующих субъектов, если их основанием является угроза либо непосредственное причинение вреда жизни и здоровью граждан. Практически каждое второе заявление органов контроля о согласовании внеплановых выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей отклоняется органами прокуратуры в связи с отсутствием оснований к организации внеплановых мероприятий по контролю.

- Не секрет, что немаловажную, если не решающую роль в развитии благоприятного микроклимата для предпринимательской деятельности играют принимаемые на местах нормативные акты. Главное – чтобы они не вступали в противоречие с федеральным законодательством. При этом, они могут как смягчать, так и ужесточать условия для ведения предпринимательской деятельности. Как бы Вы в этом плене оценили деятельность органов власти края регионального и муниципального уровней – как либералов или все-таки консерваторов?

- Выявляемые прокурорами незаконные нормативные правовые акты, ущемляющие права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в основном касаются вопросов предоставления государственных и муниципальных услуг, оказания финансовой поддержки либо осуществления контроля. Только за два последних года по инициативе прокуратуры края приведено в соответствие с действующим законодательством 32 региональных нормативных акта, которые в частности, устанавливали дополнительные требования для получателей субсидий и грантов, ограничивали права субъектов малого бизнеса на получение государственного и муниципального имущества в аренду. Прокурорами постоянно ведется работа по исключению из административных регламентов оказания муниципальных услуг положений, обязывающих предпринимателей предоставлять излишние документы (выписки из налоговых реестров, справки об отсутствии задолженности по налогам и сборам, квитанции об оплате госпошлины, т.е. сведения, которые могут быть получены в порядке межведомственного взаимодействия между различными государственными и муниципальными органами) либо проходить дополнительные процедуры согласования. Ежегодно прокурорами принимаются меры реагирования, направленные на понуждение муниципалитетов принять программы поддержки и развития малого и среднего бизнеса.

- На какие именно нарушения своих прав чаще всего жалуются алтайские предприниматели и насколько часто их сигналы оказываются обоснованными?

- Спектр обращений достаточно широк, тут и вопросы незаконности проверок органов контроля, много обращений о нарушении земельных прав, прав лесопользования, есть обращения о нарушении прав на льготный выкуп субъектами малого и среднего предпринимательства арендованного муниципального имущества. К примеру, вмешательство прокурора г.Рубцовска потребовалось для восстановления прав 3 хозяйствующих субъектов, которым городская администрация фактически отказала в рассмотрении их заявлений о реализации преимущественного права на приобретение в собственность арендуемого имущества и утверждении условий приватизации. Внесенное прокурором Целинного района представление в администрацию одного из сельсоветов района способствовало восстановлению прав  индивидуального предпринимателя. Органом местного самоуправления длительное время не рассматривалось его заявление о передаче в собственность арендуемого имущества. По результатам рассмотрения представления администрацией сельсовета приняты меры к оформлению документов на объект недвижимости в целях дальнейшей  его приватизации. Прокуратурой края недавно принимались меры реагирования, направленные на отмену результатов проверки, в отношении органов пожарного надзора, которые провели проверку индивидуального предпринимателя по анонимному обращению, что прямо запрещено законом.

- В случае возникновении противостояния «чиновник – предприниматель» на чьей стороне оказывается прокуратура?

- Прокуратура всегда на стороне закона. Здесь не может быть никаких предпочтений в сторону органов власти при несоблюдении ими требований законодательства либо преференций предпринимателям, если они сами нарушают закон или пытаются его обойти.

- Что, на Ваш взгляд, в состоянии конкретно сделать непосредственно сами предприниматели для того, чтобы облегчить себе жизнь?

- Очень важно не занимать пассивную позицию, отговариваясь фразой «Я ничего изменить не смогу». Существующие в настоящее время общественные предпринимательские объединения, институт Уполномоченного по защите прав предпринимателей – реальная сила, способная повернуть развитие бизнеса в благоприятное русло, в том числе на законодательном уровне. 

15:58 26/11/2015 г