Дороги Алтая, без начала и конца

Главный дорожник края о состоянии стратегической отрасли

Объем средств, выделяемых на дорожное строительство в крае, ежегодно растет, что положительно сказывается на развитии транспортной инфраструктуры региона, способствующей развитию международного и внутреннего товарооборота. О современных тенденциях и перспективах развития дорожной отрасли региона редакции cайта "Приоритет22" рассказал заместитель начальника Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края Дмитрий Коровин.

- Дмитрий Николаевич, региональная дорожно-строительная отрасль это…

- Это крупнейшая в России сеть автомобильных дорог, протяженностью 16 742 км. В том числе федеральных дорог – более 636 км, и дорог регионального или межмуниципального значения – 16106 км. Из общей протяженности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения более 14 тысяч км – это дороги с твердым покрытием. На автомобильных дорогах Алтайского края расположено 851 мост. Через Алтайский край проходят автомагистрали, соединяющие Россию с Монголией, Казахстаном и республиками Средней Азии. Основа транспортной инфраструктуры региона – это Чуйский тракт с подъездом к г. Барнаулу, федеральная дорога Барнаул – Рубцовск – граница Республики Казахстан, автодороги регионального и межмуниципального значения: Новосибирск – Камень-на-Оби – Барнаул, Бийск – Мартыново – Кузедеево, Алейск – Родино – Кулунда – Павлодар, Алтай – Кузбасс и другие.

Также для региона характерна значительная сеть дорог местного значения 39 тыс км. Сеть включает в себя все улицы и дороги в городах поселках и селах края.

- С какими итогами вошли в нынешний год алтайские дорожники?

- В 2014 году на сохранение и развитие автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения из дорожного фонда Алтайского края было направлено 5,2 млрд. рублей.       Было отремонтировано более 300 км автодорог и более 1000 погонных метров мостов, капитально отремонтировано 20 км автомагистралей, заново построено и реконструировано более 55 км автомобильных дорог. Ремонтные работы производились во всех районах края на региональных и межмуниципальных дорогах.

В рамках федеральных целевых программ «Развитие транспортной системы России» и «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации» в край поступило 289 млн. рублей на строительство сельских дорог и 245 млн. рублей на продолжение строительства транспортной инфраструктуры до туристического кластера «Белокуриха-2».

 В рамках федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России» построены 51,6 км автомобильных дорог к 21 сельскому населенному пункту.

В короткие сроки приведено в первоначальное состояние более 250 км автомобильных дорог, 46 водопропускных труб, 66 мостов, пострадавших в результате наводнения. Объем выполненных работ составил 825 млн. рублей, поступивших из резервного фонда Правительства РФ.

В 2014 году в крае завершена реализация проекта на основе государственно-частного партнерства. Совместно с компаниями «УГМК-Холдинг» и «Сибирь-Полиметаллы» проведена реконструкция автомобильной дороги «Змеиногорск – Рубцовск – Волчиха – Михайловское – Ключи – Кулунда – Славгород – Карасук» на паритетных началах. За 2010 – 2014 годы капитально отремонтировано и реконструировано 80 км на сумму 1,875 млрд. рублей.

В рамках реализация ФЦП «Развитие транспортной системы России» в 2014 году на автодороги федерального значения, расположенные в границах Алтайского края, направлено 2,410 млрд. рублей, в том числе 543 млн. рублей инвестиции. На территории края реализуется проект реконструкция мостового перехода через р. Чумыш на участке км 150 — км 158 автомобильной дороги Р-256 «Чуйский тракт». Реконструкция объекта запланирована на период 2014–2017 годы.

- Как обстоят дела с финансированием отрасли?

- Поступления в дорожный фонд Алтайского края в 2015 году  составили 7 849,6 млн. рублей, или 143 процента к объему финансирования 2014 года.

На содержание сети автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений было выделено более 2,1 млрд. рублей. На ремонт сети автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений —  порядка 2,5 млрд. рублей. В 2015 году отрасль стремилась к тому, чтобы минимизировать объем капитального ремонта автомобильных дорог за счет применения новых технологий позволяющих снизить стоимость ремонта (1,5 – 2 раза) при одинаковой несущей способности. По инновационным технологиям холодного ресайклинга и спрейджета был проведен ремонт участков автомобильных дорог в Ребрихинском, Троицком, Первомайском районах.

На строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений выделено порядка 677 млн. рублей. В рамках участия в федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 – 2017 годы и на период до 2020 года» в части строительства автомобильных дорог с твердым покрытием до сельских населенных пунктов, из федерального бюджета планируется привлечь 177 млн. рублей, доля края составит 182 млн. рублей.

 В 2015 году объем бюджетных ассигнований в виде межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на восстановление пострадавших объектов в результате паводка составил 611,8 млн. рублей. За счет данных средств было построено 14 мостов.

Также Правительством Российской Федерации во исполнение поручения Президента Российской Федерации об удвоении до 2022 года объемов строительства подписано постановление о выделении на строительство и реконструкцию автомобильных дорог края средств в размере 1110,5 млн. рублей. Средства краем получены

- Наука и технологии сейчас развиваются стремительными темпами. Насколько алтайские дорожно-строительные организации включены в работу по изучению и внедрению современных технологий?

- Проведение дорожных работ без применения современных и прогрессивных методов работы практически невозможно. За последнеее время благодаря КГКУ «Алтайавтодор» создана прочная методическая база для внедрения в практику новых технологий и материалов. Эти работы продолжаются и ежегодно приносят свои плоды. Так, в регионе апробирована технология использования геосинтетических материалов и габионных конструкций, которая показала свою эффективность и теперь широко используется в строительстве. Разработаны и внедрены новые конструкции водопропускных труб, прогрессивные составы бетонов, ведется разработка и внедрение новых составов асфальтобетонных смесей с использованием резиновой крошки, расширяется производство и применение битумных эмульсий. В последнее время было проведено множество экспериментальных работ с использованием комплекса механизмов для холодного ресайклинга дорожных одежд. К сожалению, нельзя сказать, что сейчас уже созданы все  идеальные условия для внедрения новых материалов и прогрессивных технологий в практику дорожного строительства. Но успешная работа в этом направлении ведется. Потому что, есть четкое понимание того, что применение новых технологий и материалов всегда окупается в средне- и долгосрочной перспективах, и, в первую очередь, это заметно по увеличению межремонтных сроков эксплуатации конструкций. Например, устраивая трещинопрерывающие прослойки, мы незначительно увеличиваем стоимость устройства асфальтобетонного покрытия, но при этом откладываем появление неизбежных морозобойных трещин на нём на 2, а то и на 3 года. Значит, в это время мы не тратимся на их герметизацию, снижается риск появления выбоин, местных разрушений конструкции из-за проникновения воды в земляное полотно, а это уже прямая экономия средств. Применяя геосинтетические материалы и стабилизирующие добавки в грунт, мы достигаем лучшей устойчивости и сохранности земляного полотна, увеличиваем его несущую способность, и тем самым, продлеваем срок нормальной эксплуатации и немного экономим на каменных материалах. Можно сказать, что любое апробированное новшество, требующее затрат на стадии внедрения, сторицей окупается при эксплуатации. Одна из острых проблем состояния асфальтобетонного покрытия – это слабые собственные физико-механические характеристики дорожных битумов нефтеперерабатывающей промышленности. Одним из решений данной проблемы является применение полимерно-битумного вяжущего (ПБВ) для производства асфальтобетонных смесей и щебеночно-мастичных асфальтобетонов для верхних слоев покрытия. Впервые ПБВ для ЩМА было применено на федеральных дорогах в 2011 году и ежегодно объемы его использования увеличиваются.

          

- Какие федеральные и региональные программы, направленные на развитие дорожной отрасли в настоящее время реализуются в Алтайском крае?

- Начиная с 2011 года, Алтайский край принимает активное участие в реализации федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы Российской Федерации (2010–2015 годы)», подпрограммы «Автомобильные дороги» в части строительства автомобильных дорог, направленных на прирост количества населенных пунктов, соединенных постоянной круглогодичной связью с сетью автомобильных дорог общего пользования по дорогам с твердым покрытием. За период 2011–2013 гг. в рамках ее реализации в Алтайском крае введено в эксплуатацию 86 км автомобильных дорог и 165,25 п.м мостов, которые соединили 47 населенных пунктов с сетью автомобильных дорог. В 2014 году были завершены работы по строительству автомобильных дорог к 21 сельскому населенному пункту в Крутихинском, Первомайском, Немецком, Кулундинском. Краснощековском, Мамонтовском, Славгородском, Топчихинском, Чарышском и других районах края: всего 51,6 км новых автодорог.

С 2015 года строительство автомобильных дорог с твердым покрытием до ближайших общественно значимых объектов сельских населенных пунктов, а также к  объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции осуществляется в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 – 2017 годы и на период до 2020 года». Из федерального бюджета планируется на эти цели привлечь 425,9  млн. рублей, доля края  составит 291,9 млн. рублей. Будет построено 38,9 км автодорог в 11 районах края (Хабарский, Тальменский, Угловский, Усть-Пристанский, Шипуновский и др.).

Алтайский край, благодаря своему географическому положению, природным и культурно-историческим достопримечательностям, представляет значительный интерес для туристов. На территории региона успешно развивается курортный бизнес, разнообразные виды туризма и спортивно-развлекательного отдыха. В рамках реализации федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 гг.)» в крае построены автомобильные дороги «Новотырышкино – Белокуриха», «Белокуриха – Черновая», продолжается строительство автодороги «Белокуриха – курортный субкластер Белокуриха 2» (в 2015 году будет введено в эксплуатацию 7,7 км автодороги).

 По программе «Золотое кольцо Алтая» ведется строительство мостовых сооружений в Солонешенском, Чарышском, Алтайском районах. В целях развития туристического маршрута «Большое золотое кольцо Алтая» проведена оценка состояния автомобильных дорог и намечены основные виды работ.

- Дмитрий Николаевич, недавно завершилось серьезное реформирование дорожной отрасли региона, связанное с объединением  более чем 60 предприятий в шесть крупных управлений. Какие цели преследовало данная реорганизация?

- Она была проведена с целью повышения эффективности использования государственного имущества, реализации механизмов эффективного управления, внедрения новой техники и технологий, сохранения квалифицированных кадров и обновления парка дорожной техники. В результате ее 61 государственное унитарное предприятие дорожного хозяйства были объединены в 6 крупных хозяйств соответствующего профиля. Говорить об окончательных итогах прошедшей реорганизации, наверное, было бы преждевременно. Но уже сейчас можно прийти к выводу, что проведенное реформирование дало свои положительные результаты в части улучшения управляемости региональной отраслью, координированием ее действий и т.д.

00:00 01/12/2015 г