Коммуналка, как она есть

В настоящее время службы ЖКХ разных уровней испытывают трудности. Но работают

Обидно, что коммуналку все еще называют самой изношенной отраслью. Отставание от современных требований в мешке не спрячешь. Тем не менее, жить надо. Коренные изменения в российской экономике, переход ее к рынку с особой остротой выделили проблему эффективности функционирования отраслей жилищно-коммунального хозяйства. Что, несомненно, приводит к реальному снижению эффективности работы ЖКХ-предприятий. О том наш разговор с заместителем начальника алтайского Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Андреем Голубцовым.
- Андрей Николаевич, жилищно-коммунальное хозяйство края - это более 19 тысяч километров разных коммуникаций…
- Добавлю, и свыше 53 миллионов квадратов жилищного фонда, около 2 тысяч организаций, в которых работают почти пять процентов от общей численности граждан, занятых в алтайской экономике.
- Что мы имеем на сегодня?
- В настоящее время деятельность ЖКХ-комплекса характеризуется неравномерным развитием систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований и высоким уровнем износа объектов инфраструктуры. По нашим данным, в целом к началу текущего года изношенность коммунальных объектов составила 63 процента. По сравнению с аналогичной датой прошлого года значение показателя увеличилось на 3,3 процента. Степень износа в сфере водоснабжения, теплоснабжения и водоотведения находится примерно на одинаковом уровне – 68-69 процентов. С газом гораздо лучше – 25 процентов.
- Ну, и как тогда быть с эффективностью?
- Безусловно, высокая степень изношенности объектов коммунальной инфраструктуры оказывает существенное влияние на эффективность работы организаций отрасли. Одной из причин сложившейся ситуации является недоступность долгосрочных инвестиционных ресурсов. Как следствие, у компаний нет возможности осуществить проекты по реконструкции и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры без значительного повышения тарифов. Во многих муниципальных образованиях отмечается несоответствие требуемого и фактического инвестобъемов в основные фонды коммуналки. Планово-предупредительный ремонт сетей и оборудования систем уступил место аварийно-восстановительным работам.
- Общая ежегодная потребность в средствах на модернизацию?
- Нами она оценивается более чем 2 миллиарда рублей. Такой объем инвестиций не может быть обеспечен только за счет бюджетных вложений, очевидно, что требуется создание условий для привлечения внебюджетных источников с использованием инвестиционных составляющих тарифа.
- Как тогда быть?
- В сложившейся ситуации передача объектов коммунальной инфраструктуры в концессию является одним из главных механизмов создания благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства для решения задач модернизации и повышения энергетической эффективности объектов. Концессионер - организация коммунального комплекса - берет на себя обязательства по созданию, реконструкции, эксплуатации, содержанию в надлежащем состоянии имущества, являющегося предметом концессионного соглашения, на весь срок его действия. При этом за «концедентом» сохраняется право собственности на все вновь созданные объекты.
- И мы как-то продвигаемся в разрешении этой ситуации?
- В 2016 году в 34 муниципальных образованиях края активно прорабатывается вопрос заключения концессионных соглашений на объекты коммунальной инфраструктуры. Администрациями 17 муниципальных образований Алтайского края уже размещены на специализированном сайте для проведения торгов утвержденные перечни муниципального имущества, подлежащего в текущем году передаче в концессию. Это Алейский, Быстроистокский, Егорьевский, Косихинский, Кулундинский, Локтевский, Новичихинский, Павловский, Поспелихинский, Ребрихинский, Рубцовский, Топчихинский, Третьяковкий, Угловский районы и города Рубцовск, Славгород, Яровое.
- А кто-то, должно быть еще в конкурсном процессе?
- Десять муниципальных образований края - Алейский, Быстроистокский, Заринский, Зональный, Косихинский, Кулундинский, Павловский, Третьяковский, Тюменцевский районы и Алейск – пока еще только объявили конкурсы на право заключения концессионных соглашений. Сейчас мы совместно прорабатываем с ними соблюдения всех требований действующего законодательства. Наиболее актуальными являются условия получения концессионером банковской гарантии, согласования долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера скраевым управлением по тарифам, а также вопросы регистрации прав собственности на передаваемое в концессию имущество.
- Стимул для этого какой-то имеется?
- Стимулом для повышения эффективности операционной и инвестиционной деятельности, в том числе на основе внедрения современных энергоэффективных технологий, является переход на долгосрочное тарифное регулирование.Это должно привлечь частные инвесткомпании, когда им гарантируют возврат расходов, в течение долгосрочного периода. Что значительно снизиет рост тарифов на первоначальном этапе. Вместе с тем, при переходе на долгосрочное тарифное регулирование организации отрасли будут нести ответственность за реализацию инвестпрограмм, рост надежности и качества услуг, а также обязательств по сокращению операционных расходов и потерь.
- А что еще можно сказать о решениивопроса изношенности объектов коммунальной инфраструктуры?
- В прошлом году Главстроем утверждено пятьинвестпрограммразных компаний на общую сумму в 1,118 миллиарда рублей. Три из них - в сфере теплоснабжения в Волчихинском и Локтевском районах и две - в сфере водоснабжения и водоотведения в  Барнауле и Яровое. В этом году к нам уже поступили на рассмотрение 11 проектов по теплоснабжению в муниципалитетах. Кроме того, продолжает оказываться господдержка – предоставляем средства из краевого бюджета муниципалитетам на модернизацию ЖКХ.
- Каков сегодня объем долга алтайской коммуналки перед поставщиками энергоресурсов? Есть ли тенденция к его сокращению?
- Мы контролируем проблему. На сегодня задолженность предприятий, оказывающих коммунальные услуги, за потребленные энергетические ресурсы достигает более 1,5 миллиарда рублей. Долг, нужно отметить, находится на уровне прошлого года, при этом отмечается тенденция к его сокращению. За потребленный уголь на 11,5 процента, за теплоэнергию- на 25.
- Насколько известно, сейчас по данному поводу власти активно судятся…
- Да, претензионная работа активно ведется. Если начать с данных прошлого года, тогда в суд было подано более 23 тысяч исков о взыскании с должников денег на сумму свыше 1 миллиарда рублей. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года объем проведенной работы по подаче на взыскание увеличился больше чем наполовину. К сожалению,судебные иски не всегда исполняются. Сумма денежных средств, взысканная в 2015 году по исполнительным листам с потребителей, составляет только 
22 процента отвзыскиваемой суммы. Но мы надеемся, что этот показатель будет расти. Притом, для оказания финпомощиорганам местного самоуправлении по расчетам за тепло и уголь из краевого бюджета были направлены субсидиии дотации в 640 миллионов. Поясню, это по 2015 году. В текущем году эта сумма уже достигла 320 миллионов рублей.
- Сегодня на всех уровнях принимаются те или иные решения, направленные на преобразования в жилищно-коммунальной сфере. Каковы, на ваш взгляд, важнейшие задачи и перспективы реформирования?
- В настоящее время принята российская стратегия развития жилищно-коммунального хозяйствана период до 2020 года. С учетом комплекса мер по развитию ЖКХ, разработанных Минстроем, губернатор Александр Карлин в 2014 году подписал постановление, которым утверждена специальная «дорожная карта» для модернизации региональной коммуналки. Там есть и задачи, и все мероприятия для исполнительных органов власти до 2020 года.
- Но это же не единичный нормативный акт насчет коммуналки?
- Нет, конечно. Комплекс мер включает в себя ряд мероприятий, направленных на исправление ситуации в сфере ЖКХ и привлечение инвестиций. К ним относятся, как я уже неоднократно говорил ранее, разработка и утверждение органами местного самоуправления программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований,регистрация органами местного самоуправления прав муниципальной собственности на объекты коммунальной инфраструктуры. В том числе бесхозяйные объекты. Плюс передача муниципалами в концессию или долгосрочную аренду - более одного года - объектов коммунальной инфраструктуры, разработка и утверждение местными властямисхем тепло- и водоснабжения в соответствии с действующим законодательством, оснащение жилого фонда абонентов приборами учетаи другие мероприятия.
- Что можно сказать о собираемости средств на счете регионального оператора «Фонда капитального ремонта многоквартирных домов»?
- По состоянию на июнь 2016 года на счете регионального оператора накоплен 1,165 миллиарда рублей. В процентном соотношении это составляет более 80 процентов. Можно сказать, что платежная дисциплина находится на хорошем уровне. Наш показатель превышает аналогичные цифры в других субъектах Сибирского федерального округа. При этом с должниками на постоянной основе ведется претензионно–исковая работа. К сегодняшним дням практически завершены мероприятия по реализации краткосрочного плана краевой программы капремонта 2015-2016 годов. Качественно улучшено состояние 180 домов, план выполнен на 83 процента. Одновременно с этим ведется работы по утвержденному плану 2016-2017 годов. Согласно ему всего планируется отремонтировать 340 домов.
Какие программы работают на развитие алтайской коммуналки?
•    Госпрограмма «Обеспечение населения Алтайского края жилищно-коммунальными услугами» на 2014–2020 годы.
•    Профильная подпрограмма «Развитие водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в Алтайском крае» на 2014–2017 годы.
•    Подпрограмма «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Алтайского края» на 2014–2020 годы.
•    «Газификация Алтайского края на 2015 – 2020 годы».
•    Ведомственная целевая программа«Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».
•    Губернаторская программа «80х80».
P. S. Также стоит отметить, что основная система мер в рамках государственной программы направлена на формирование инвестиционной привлекательности коммунального сектора экономики Алтайского края. Общий объем ее финансирования составит более 10 млрд. руб.

16:03 19/08/2016 г