Станислав Набоко: «Все, что планировали – выполнили»

Начальник стратегического управления края смотрит в будущее с оптимизмом

На сегодняшний день по своему функционалу начальник Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края считается одним из самых загруженных чиновников регионального уровня.

Но это еще не все. В сфере кураторства Станислава Юрьевича находятся такие отрасли и сферы, которые способны стать тем локомотивом, который выведет экономику страны в целом и  Алтайского края в частности из состояния кризиса.

Еще и благодаря этому обстоятельству, обозреватели портала «Приоритет22» выбрали в качестве своего собеседника именно Станислава Набоко.

- Станислав Юрьевич, как бы вы могли оценить итоги 2015 года для каждой из отраслей, находящихся в сфере Вашего кураторства – строительства, транспорта, коммунального хозяйства? Для каких из них год получился более успешным, а для каких – менее? в чем причина такого состояния дел?

- В целом считаю, что год прошел достаточно равномерно для всех отраслей. В 2015 году мы не столкнулись с такими серьезными проблемами для инфраструктуры, как, к примеру, масштабный весенний паводок 2014 года, что позволило нам работать максимально эффективно в штатном режиме.

К значимым событиям, прежде всего, хочу отнести окончательное решение вопроса обманутых дольщиков в Алтайском крае. В самом начале 2015 года мы закрыли реестр проблемных объектов, так называемых «долгостроев». Ранее в него входило 5 домов в г. Барнауле, которые благодаря совместной работе краевых и муниципальных органов власти, застройщиков и самих пострадавших дольщиков были достроены и введены в эксплуатацию. Стоит отметить, что для решения жилищного вопроса тех, кто пострадал от двойных продаж квартир, при финансовой поддержке из средств краевого бюджета было начато и завершено строительство двух многоэтажек.

Событием, заслуживающим отдельного внимания в сфере транспорта, является заключение Соглашения о сотрудничестве в сфере реализации проекта развития инфраструктуры внутреннего водного транспорта в границах Алтайского края между Главстроем, ФБУ «Администрация Обского бассейна внутренних водных путей», предприятиями речной и добывающей промышленности. Такое соглашение в стране заключается впервые, и наш регионал стал пилотным в этом плане, чтобы реализовать решения Госсовета РФ по переориентации перевозок тяжелых и крупногабаритных грузов с автомобильного на внутренний водный транспорт. В рамках соглашения речными предприятиями края за навигацию 2015 года было перевезено 180 тыс. тонн нерудных строительных материалов, что на 20% превысило запланированный объем, а благодаря дноуглубительным работам сам период навигации удалось продлить с 160 до 190 суток. В текущем и последующих годах совместная работа по развитию внутреннего водного транспорта в нашем крае будет продолжена.

Одним из приоритетных направлений работы управления по жилищно-коммунальному хозяйству ежегодно для нас является подготовка к осенне-зимнему периоду, которая представляет собой масштабную ремонтную и строительно-монтажную кампанию. Стоит отметить, что в 2015 году по результатам проверок муниципальных образований Сибирским управлением Ростехнадзора, показатели готовности к зиме населенных пунктов Алтайского края превысили средние по Сибирскому федеральному округу. На данный момент отопительный сезон 2015-2016 годов проходит в штатном режиме и нам удалось, в том числе и в период новогодних праздников, избежать чрезвычайных ситуаций в сфере теплоснабжения как социальных объектов края, так и жилищного фонда.

В целях сохранения и модернизации жилого фонда в 2015 году в крае в полную силу заработала долгосрочная программа по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов. До 2043 года будет отремонтировано 8,7 тысяч домов и хочу подчеркнуть, что работы ведутся за счет средств собственников помещений. Ремонт выполняется разный – обновляются кровли, фасады, внутридомовые инженерные системы, лифтовое оборудование и др. В 2015 году завершен ремонт 120 домов, начатый еще в позапрошлом году, а также отремонтирован еще 101 дом. В этом году по программе мы также планируем обновить свыше 250 многоквратирников. Немаловажно, что жители края достаточно ответственно подходят к уплате обязательных взносов на капитальный ремонт, сегодня собираемость по региону в среднем составляет более 80% и в интересах самих граждан, если этот показатель в текущем году будет расти.

- Одной из самых обсуждаемых тем конца 2015 года стали протестные выступления водителей большегрузных автомобилей в связи с планами по введению системы «Платон». Как Вы относитесь к данной проблеме?

- Система «Платон» создана в целях обеспечения порядка взимания платы с автомобилей, имеющих разрешенную максимальную массу более 12 тонн, в счет возмещения вреда, который они наносят дорожному покрытию федеральных дорог. Полученные средства будут поступать в Федеральный бюджет РФ и направляться на обеспечение поддержания автомобильных дорог, финансирование строительно-ремонтных работ и улучшение дорожно-транспортной инфраструктуры. По мнению федеральных властей, реализация проекта позволит обеспечить достижение целевых параметров программы «Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)» (подпрограмма – «Автомобильные дороги») при снижении нагрузки на государственный бюджет, а также добиться дополнительного улучшения транспортно-эксплуатационного состояния федеральных дорог. Задача системы «Платон» - решение вопроса финансирования дорожного строительства и ремонта, а также реализация принципа «пользователь платит». Повышение объемов грузовых перевозок по автомобильным дорогам приводит к интенсификации использования дорожной сети, а, следовательно, ее преждевременному разрушению. Все это ведет к накоплению значительного объема отложенного ремонта, требующего большого объема капитальных вложений. А платят за это одинаково все пользователи вне зависимости от степени вреда, наносимого дорожным конструкциям их транспортными средствами, и без учета коммерческой составляющей грузоперевозок. Плата с грузовиков массой более 12 тонн является «адресной» и взимается только с тех, кто, во-первых, действительно наносит существенный вред дорогам, во-вторых, выезжает на федеральные трассы в коммерческих целях и пользуется или как средством получения прибыли. При этом в настоящее время отмечаются недостатки в работе системы «Платон». Министерством транспорта РФ, Роставтодором совместно с представителями крупного, среднего и малого бизнеса при участии оператора системы создана рабочая группа, в которой обеспечено максимальное представительство всех заинтересованных лиц, прорабатываются все конструктивные предложения для усовершенствования «Платона».  Что касается дорог регионального значения, то у нас в крае действует система весового контроля посредством работы стационарных и мобильных пунктов взвешивания грузового транспорта. В том числе в этом году мы приобрели и установили на Обском мосту самую современную систему, которая выполняет считывание данных о транспортных средствах автоматически, ежедневно и круглосуточно.  Тарифы на получение разрешений на проезд тяжеловесного транспорта по краевым дорогам с финансовой точки зрения для перевозчиков приемлемые, а систему аналогичную «Платону» вводить на региональных трассах не планируется.

- Что бы Вы могли сказать о состоянии дел в строительной отрасли края? Насколько объективны разговоры о том, что она находится в кризисе и выживает в основном за счет госзаказов?

- На сегодняшний день строительная отрасль находится в стадии суженного воспроизводства. В связи с существующей экономической ситуацией в стране и регионе, и как следствие снижением платежеспособного спроса, наблюдается уменьшение объема строительных работ.  Ожидается, что по итогам 2015 года работ по отрасли будет выполнено на сумму порядка 35 млрд. рублей или 87 % от уровня показателя 2014 года. Это влечет за собой сокращение спроса строительных организаций на стройматериалы. По предварительным подсчетам индекс промышленного производства стройматериалов в 2015 году составит 82 - 83 % к уровню 2014 года.

Вместе с тем, предприятия промышленности строительных материалов имеют значительный запас производственных мощностей и при повышении спроса на стройматериалы и конструкции способны в сжатые сроки нарастить производство и обеспечить поставку продукции на объекты края в необходимых объемах, а строительные организации – в полном объеме осваивать поступающие на строительный рынок инвестиционные ресурсы.

Администрацией Алтайского края принимаются меры по развитию материальной базы социальной, жилищной сфер, развитию коммунальной и инженерной инфраструктуры и привлечению на эти цели средств, в том числе из краевого и из федерального бюджетов. При этом объем бюджетных инвестиций в строительство в течение ряда лет остается стабильным и составляет порядка 10% от общего объема инвестиционных ресурсов.

В видовой структуре инвестиций основную долю все же занимают затраты, направляемые на строительство жилья. Так, за январь-сентябрь 2015 года в жилищное строительство Алтайского края направлено 18 млрд. рублей (соответствующий период 2014 года – 13,8 млрд. рублей), что составило 35,1 % от общего объема освоенных инвестиций в основной капитал (на 14 % больше, чем в 2014 году).

Созданный значительный задел жилищного строительства и существующие мощности предприятий строительного комплекса позволяют сохранять положительную динамику ввода в эксплуатацию общей площади жилья и прогнозировать ее сохранение в среднесрочной перспективе.

В целом за 2015 год ожидается ввод более 800 тыс. кв. метров общей площади жилья, при плане в 690 тыс. кв. метров.

- Расскажите немного о планах и основных объектах строительства в 2016 году?

- В наступившем году продолжится строительство и ввод в эксплуатацию объектов социальной сферы. Прежде всего необходимо завершить строительство краевого перинатального центра на 190 коек с консультативной поликлиникой на 120 п/см в нагорном медицинском кластере. Уже подготовлен к вводу в эксплуатацию лечебно-диагностический корпус краевого онкологического диспансера на 322 койки. В новом корпусе восемь этажей, пять из них – клинические, один – полностью диагностический, два – технические. Ведется оснащение лечебно-диагностического корпуса медоборудованием. Необходимо достроить и ввести в эксплуатацию корпус противотуберкулезного диспансера в г. Новоалтайске. В краевом центре предстоит выполнить основной объем работ по реконструкции художественного музея на пл. Октября и строительству детского театра «Сказка», проектирование которого заканчивает ООО «АМТ».

Наряду с масштабными объектами краевого значения продолжится строительство школ, детских садов, спортивных центров, объектов социального обеспечения и коммунальной сферы в городах и районах края. Кроме того, Алтайский край планирует участие в федеральной государственной программе по строительству новых школ, в том числе школ мощностью 1000 ученических мест в одну смену, до настоящего времени такие школы в регионе не строились.

- В докризисный период в Алтайском крае была начата реализация нескольких долгосрочных программ, имеющих большое значение для развития дорожной инфраструктуры региона. Повлиял ли на их реализацию кризис? 

- В 2015 году финансирование дорожного хозяйства за счет всех источников финансирования составило свыше 11 млрд. рублей, 9,2 млрд. рублей направлено на развитие краевой сети автодорог и 2,1 млрд. рублей – федеральных дорог.

Все запланированные нами на этот год мероприятия были выполнены. Всего построено, реконструировано и отремонтировано 466,8 км, в том числе 383,8 км автомобильных дорог краевого значения и 83 км – федерального, 1539,4 пог.м. мостовых сооружений, расположенных на них.

Выполнены работы на ряде крупных объектов регионального и межмуниципального значения: дорогах Павловск – Ребриха – Буканское в Павловском и Ребрихинском районах, Быканов мост – Солоновка – Солонешное – граница Республики Алтай в Смоленском и Солонешенском районах, Барнаул – Камень-на-Оби – граница Новосибирской области в Шелаболихинском районе.

В рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 – 2017 годы и на период до 2020 года», а также за счет средств краевого бюджета, в текущем году построено 24,3 км сельских дорог, которые соединили 14 населенных пунктов с сетью автомобильных дорог общего пользования по дорогам с твердым покрытием.

В рамках реализации федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 – 2018 годы)» завершено строительство автодороги «Белокуриха – курортный субкластер Белокуриха 2», введено в эксплуатацию 7,7 км уникальной горной автодороги.

Реализованы крупные объекты на федеральных трассах. Выполнен капитальный ремонт двух участков по 10 км автомобильной дороги Р-256 «Чуйский тракт» - Новосибирск - Барнаул - Горно-Алтайск - граница с Монголией, а также капитальный ремонт 12 км автомобильной дороги А-322 Барнаул - Рубцовск - граница с Республикой Казахстан.

Продолжается реконструкция мостового перехода через реку Чумыш на участке км 150 – км 158 автомобильной дороги Р-256 «Чуйский тракт». Мостовой переход с подходами протяженностью 8,9 км будет построен с четырехполосной проезжей частью и двумя транспортными двухуровневыми развязками. Работы будут завершены в 2017 году.

В 2016 году мы не планируем снижать темпы и объемы дорожных работ, на развитие краевой сети автодорог планируется направить 10,7 млрд. рублей, что позволит построить, реконструировать и отремонтировать 540,4 км автодорог из которых 435,4 км региональных и межмуниципальных автомобильных дорог общего пользования. 

15:33 14/01/2016 г